Несмотря на появление и постоянное совершенствование в современной образовательной среде информационных и интерактивных технологий живое слово педагога остается одним из ведущих методов обучения и воспитания детей различных возрастов.
Голос и речь воспитателя – важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач. Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, программы, по которой работает конкретная ДОО.
Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между тем некоторые педагоги неразумно используют эти инструменты профессиональной деятельности в течение рабочего дня: нерационально распределяют словесные, наглядные и практические методы работы, отдавая предпочтение рассказу или беседам с детьми, злоупотребляют повышенным тоном, без необходимости используют шепотную речь или говорят в несвойственной им речевой манере. Все это может стать причиной заболеваний голосового аппарата, а в тяжелых случаях привести к профессиональной непригодности педагога.
26 сентября 2016 г. в детском саду прошел семинар-практикум по теме «Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации». Учитель-логопед Константинова Л. А. с помощью мультимедийной презентации познакомила педагогов с характеристиками профессионального голоса педагога, факторами, оказывающими неблагоприятное влияние на голос, способами снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки в течение всего рабочего дня и путями оптимизации голосо-речевой нагрузки педагогов.