Готовим руки к письму

 

Первоначальным звеном системы образования в нашей стране является обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях, в задачу которых входит полноценная подготовка их к школьному обучению. Немаловажное место в ряду умений и навыков, обеспечивающих успешное обучение ребёнка в школе, занимает развитие графомоторных навыков и подготовка руки детей к письму.

В МБДОУ «Детский сад «Пукане» воспитываются дети с ОВЗ и одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата. У этих детей, наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи, что указывает на нарушение артикуляционной моторики, часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев (тонкой моторики) и общей моторики в целом.  При выполнении графических проб у детей наблюдаются напряжение или ослабление руки, частый отрыв ручки от бумаги. Для них характерны частые остановки в процессе работы, трудности соблюдения графических элементов и их последовательности, отсутствует самоконтроль. Нарушения такого вида требуют специально организованного коррекционного воздействия. К детям дошкольного возраста, характеризующихся вышеизложенными фактами, необходимо систематически применять упражнения не только на развитие общей моторики, но что важнее всего - на развитие разнообразных движений пальцев и кисти рук, которые должны быть связаны с их игровой деятельностью, и с навыками повседневной жизни.

Поскольку состав детей  дошкольного возраста оказывается неоднородным, их делим на несколько групп; одновременное усвоение программного материала затруднено, к детям необходим дифференцированный подход. Коррекционную работу проводим на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога, а также на групповых занятиях воспитателя. В ходе коррекционно-педагогической работы важно учитывать характер и структуру речевого нарушения каждого ребенка.

Вся работа по подготовке детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата включает в себя четыре основных направления.

1.Развитие руки.

2.Подготовка к технике письма.

3.Упражнения в аналитико-синтетической деятельности.

4.Формирование элементарных графических умений.

Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти рук к письму. Для развития более тонких движений пальцев дети  раскладывают мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т. д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам. Они с удовольствием нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку; передвигают косточки на счётах: вырезают из бумаги картинки по контуру, а затем их раскрашивают. Используем также лепку из глины и пластилина; работу с мозаикой различной величины (от крупной до мелкой). Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, постепенно усложняем по количеству используемых деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки (и кисти, и пальцев) сжимание резиновой губки или небольшого резинового мячика - прыгуна.

Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Мы учим ребёнка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги).  Благодаря систематическим упражнениям на развитие мелкой моторики, руки становится сильнее, «послушнее». Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш, шариковая ручка. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии. Приобретение графических навыков в дошкольный период является определяющим фактором при обучении письму в начальной школе. Поэтому, в дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему.

 

Фотохроника