Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников с ОНР, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.
В своей работе по обучению детей пересказу текстов, составлению повествовательных рассказов по сюжетным картинам я использую игровое наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана высказывания.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Слова – признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы.
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов.
На основе использования картинно-графических схем у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и познавательной деятельности. Составление описательных рассказов на основе картинно-графических схем является базой для составления творческих рассказов и пересказов сказок.