Пластилиновые игры как метод развития речи и мелкой моторики у детей 5-6лет с ДЦП

Вся жизнь ребёнка – игра, поэтому процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Это подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов  в работе с дошкольниками. Трудности обучения ребёнка с ДЦП обусловлены нарушением произвольного распределения мышечного тонуса, который влияет на мелкую моторику рук. При обучении элементарным моторным навыкам (удержание карандаша или кисти для рисования) наблюдаются слабость или спазмы мышц. Во время занятий лепкой из пластилина дети часто не могут справиться с простыми задачами, например, скатать шарик. На своих логопедических занятиях использую такие традиционные формы работы как пальчиковая гимнастика, лепка, рисование, шнуровка. Хочу рассказать о методе развития мелкой моторики «пластилиновая раскраска», который включает в себя две традиционные формы работы – лепка и рисование. Её особенность заключается в том, что ребёнок получает значительно больше тренировочных упражнений, которые способствуют укреплению мелкой моторики, развитию речи, внимания, памяти. При выборе темы пластилиновой раскраски необходимо ориентироваться на предпочтения и интересы ребёнка. Тематически подобранный речевой материал, сопутствующий раскрашиванию пластилином, помогает концентрировать внимание на рисунке. Перед работой с пластилиновой раскраской обсуждается тема занятия. После обсуждения детям загадываются загадки по заданной теме, ребёнок выбирает цвет пластилина, отделяет небольшой кусочек пластилина, разминает его пальцами и наносит  (размазывает) на прозрачную пластиковую обложку, таким образом раскрашивая рисунок и соблюдая обозначенные контуры. Раскрашивание пластилином сопровождается чтением стихотворений. По завершении раскрашивания рисунка пластилином хвалим детей, обращаем внимание на их усердие и усидчивость. Работа с пластилином очень нравится детям и к тому же ещё создаёт  условия для развития моторных способностей, движений рук, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, развития речи, воображения, творческой активности. Развивается тактильная чувствительность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

 

Фотохроника