Разбросала осень листья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдем,
В букеты листья соберем.
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый. лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Осень - благоприятное время для наблюдений за окружающим миром. Дети группы компенсирующей направленности наблюдали за деревьями, находящимися на участке детского сада (липа, береза, клен), за их изменениями в течение всего месяца. Сходили на экскурсию в парк, часто любовались листопадом. И пришли к выводу, что деревья желтеют не все сразу, они меняют цвет по очереди, подготавливаясь к зимним холодам. Оказывается листья клена, березы, осины желтеют, а листья рябины, вишни и черемухи краснеют. А старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые. Для обогащения и расширения кругозора детей были использованы различные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихотворений, загадки, проводились наблюдения в разный осенний период времени. Проводились дидактические и подвижные игры: «Найди самый большой лист», «Кто больше соберёт листьев», «Кто громче зашуршит листьями», «Найди дерево по описанию», «С какого дерева упал листочек». Уточняли строение деревьев и кустарников, сравнивали листья разных деревьев. Таким образом, уточнялись и обогащались знания детей о жизни деревьев и кустарников в осенний период.
Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться, бережно относиться к ней и получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости.