Обучение связной речи с помощью картинно – графических схем

Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.

Картинно-графический план упоминается во многих работах, посвященных развитию связной речи. Л.Н.Ефименкова называет его схемой составления рассказа, В.П.Глухов – блоками-квадратами. У Т.А.Ткаченко это предметно-схематичные модели, у В.К.Воробьевой – сенсорно-графические схемы. Его применяют как при формировании навыков пересказа, так и при обучении составлению описательных и повествовательных рассказов. Пользуясь готовыми схемами  педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в нашем детском саду на протяжении  нескольких лет используем в работе по обучению детей связной речи картинно-графические схемы, модели, так как в них используются и готовые картинки, и схематично изображенные модели. Этот метод неизменно подтверждает свою эффективность.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

Представленная система работы направлена не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности. На основе использования картинно-графических схем у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и познавательной деятельности. Составление описательных рассказов на основе картинно-графических схем  является базой для составления творческих рассказов и пересказов сказок.

 

Фотохроника