Ни для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, который я использую в своей работе. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую мы используем как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса. Но чаще всего применяем компьютерные технологии на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Я использую на этапе автоматизации и дифференциации мультимедийные презентации. Применяю для формирования лексико-грамматических средств языка презентации – игры «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Четвертый лишний», «Кто спрятался?», «Назови ласково», «Сделай предмет маленьким» и многие другие. Создавая презентации, я использовала выразительные образные картинки, фоны, анимации. Они помогают ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Ребенок сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться, действовать. Да и сами герои приходят на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат - желание детей работать неизменно высокое.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.
Хотелось бы обратить внимание, что при всех положительных моментах использования компьютерных технологий логопедам следует тщательно продумывать количество и время предъявления данного материала на коррекционных занятиях. В любом случае логопедическое занятие не может состоять исключительно из предъявления компьютерных средств, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и органично дополнять их. Следует также помнить об охранительном, здоровье сберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании на занятиях компьютера.