Воспитание основ нравственно – правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, так как одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Работу по формированию нравственно – правовых знаний целесообразно начинать с первого дня пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. В старшем дошкольном возрасте можно формировать нравственно – правовую культуру на основе знаний основных прав, познакомить с понятием «право».
С целью ознакомления детей с некоторыми правами (из книги «Конвенция о правах ребенка»), развития правового мировоззрения детей сегодня в группе «Рябинка» прошла беседа на тему «Ваши права». В ходе беседы и рассматривания иллюстраций дети узнали о праве на имя, на жизнь, на неприкосновенность жилища, на бесплатное образование, на отдых, на защиту и укрепление здоровья. Через игру «Знаешь ли ты?» дети научились узнавать книгу «Конвенция о правах ребенка». Так же педагог обратил внимание детей на то, что уже в раннем возрасте должно формироваться правильное поведение людей, граждан своей страны, что малыши тоже должны знать свои права, не нарушать права других детей и выполнять свои обязанности.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости, поэтому общество обязало взрослых осуществлять особую заботу о детях.
Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
«Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» (Януш Корчак).