«Поиграй со мной!» - как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серьезным волком.
Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, мышление, память ребенка, т. е те качества, какие необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В умственном развитии дошкольника главное-знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребенка. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и, углубляя восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия, формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цвете, запахе, величине, вкусе, положении в пространстве.
Начиная с трех лет, основное место сенсорного воспитания детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. На занятиях мы знакомим детей с такими фигурами как: квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг. Дети учатся обводить в воздухе каждую геометрическую фигуру. Особый характер носят эталоны величины.
Особое внимание при знакомстве с сенсорными эталонами уделяется усвоению правильного употребления названия свойств предметов.
Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.