Прием «Фишбоун» как способ развития критического мышления детей

Стратегия или технология «Фишбоун» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг тех задач, которые ставит педагог. В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Исикава, поэтому в мире их часто называют диаграммами Исикавы.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Данная технология хорошо адаптируется для работы с детьми дошкольного возраста. И сегодня, используя прием «Фишбоун», ребята группы компенсирующей направленности попытались найти ответ на вопрос «Почему люди плачут?». На помощь к ребятам пришел сказочный персонаж Знайка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вместе со Знайкой дети рассуждали, рассматривали иллюстрации «Эмоции», находили ответы и записывали их на схему.

Таким образом, прием «Фишбоун» помогает дошкольникам с ОВЗ самостоятельно выделять проблему, находить ее подтверждения и формулировать вывод. Помимо развития речи технология «Фишбоун» активизирует мыслительные процессы детей, а именно стимулирует творческое мышление и развивает критическое. 

 

 

Фотохроника