В основе метода Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Исикава. При составлении данной графической схемы выделяется 4 основные составные части. Это голова рыбы, верхние косточки, нижние косточки и хвост. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Данная стратегия наиболее успешно применяется в отношении детей школьного возраста. Но данную технологию можно адаптировать и для работы с детьми дошкольного возраста. Эта работа может осуществляться как индивидуально, так и в микрогруппах. В работе с детьми с ОВЗ прием Фишбоун может использоваться при составлении рассказа, при анализе причинно-следственных связей, которые рассматриваются в рамках предложения или текста, также при составлении пересказа, в рамках лексической темы. Схема заполняется картинным материалом.
Сегодня детям группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад «Пукане» предложили проблемную ситуацию «Почему заболел кит?». Ответить на этот вопрос помогла золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Вместе с золотой рыбкой дети рассуждали, рассматривали иллюстрации, находили ответы и подбирали подходящую картину.
Приём «фишбоун» помогает дошкольникам с ОВЗ самостоятельно выделять проблему, находить её подтверждения и формулировать вывод. Дети учатся проявлять инициативу и самостоятельность в решении проблемных ситуаций, учатся работать в парах, а также с уважением и вниманием относиться к мнению других детей. Помимо развития разных сторон речи технология «Фишбоун» активизирует мыслительные процессы детей, а именно стимулирует творческое мышление и развивает критическое.