«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
На сегодняшний день проблема развития памяти дошкольников является одной из центральных задач дошкольного учреждения. Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития памяти. формируется возможность произвольной регуляции мнемической деятельности.
Особо важное значение память имеет при формировании речи ребенка, так как именно с помощью памяти происходит фиксация в сознании новых слов, грамматических и синтаксических конструкций. Отклонение в развитии памяти негативно сказывается на формировании полноценной, правильной речи. Недостаточно развитая память дошкольника с ОНР обедняет его словарный запас. На занятиях такие дети плохо запоминают предложенный им материал. Дошкольники, имеющие проблемы в формировании памяти, не могут в полном объеме овладеть элементами речевой деятельности.
Поэтому огромное значение имеет мотивация ребенка на занятие. Мотивацией в данном случае являются дидактические игры, во время которых используется разнообразный дидактический материал; при восприятии запоминаемого материала детьми с ОНР необходимо обеспечить опору на различные анализаторы, подключая различные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, осязательную и др., которые учитель-логопед может использовать на занятии. Нами были подобраны дидактические игры на формирование и развитие разных видов памяти. Все игры были систематизированны и распределены с учетом тематики групповых логопедических занятий. Данный практический материал позволит оптимизировать логопедическую работу по формированию памяти и способствует более успешному преодолению ОНР у старших дошкольников. Дети с удовольствием играют, им нравятся такие занятия.