Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа) - неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Обучая детей самомассажу, я показываю каждый прием на себе и комментирую его. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Одной из новых методик нормализации тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры является массаж и самомассаж ложками. Эта оригинальная массажная методика была разработана немецким врачом Рене Кохом. Известный петербуржский логопед, автор многих пособий по практической логопедии , Ольга Игоревна Крупенчук, адаптировала эту уникальную методику в логопедических целях. Основы массажа ложками и практический материал представлены в пособии «Логопедический массаж ложками».
Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, глубокое разминание большой площади; Эту массажную технику легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях.
Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа развивает и мелкую моторику у ребёнка. Синхронизирует работу двух рук, укрепляя тем самым межполушарные связи. Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.
Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.