В период с 1 по 31 марта 2021 года в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрин был проведен тематический контроль «Состояние образовательной работы в ДОУ по применению эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО».
Цель проверки: определить, насколько эффективна работа по применению эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
1. Оценить организацию работы в ДОУ по применению эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников.
2. Оценка развивающей предметно-пространственной среды, условий для осуществления экологического воспитания дошкольников;
3. Изучить состояние организации воспитательно-образовательной работы по применению эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников;
4. Изучение взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития дошкольников (изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций, бесед и др., анализ участия родителей в воспитательно-образовательном процессе по решению задач экологического воспитания детей).
Объект контроля: воспитанники всех возрастных групп детского сада; воспитатели групп.
Проведенный тематический контроль показал, что проблема формирования представления детей о природе ближайшего окружения, ее особенностях актуальна. В ДОУ она решается через:
- НОД («Какой бывает вода», «Волшебница вода», «Солнце – источник света, тепла и жизни», «грязно – чисто», «Козлятки и волк»). В работе педагоги используют парциальную программу Николаевой С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом по всем возрастам. Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что занятия по формированию представления детей о природе ближайшего окружения и ее особенностях проводятся согласно годовому календарному учебному графику и расписанию непосредственно-образовательной деятельности. Содержание образовательной деятельности у педагогов соответствуют поставленной цели и задачам.
- совместную и самостоятельную деятельность детей (беседа, наблюдение, дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр мультимедийной презентации и др.);
- построение образовательной среды. В детском саду был проведен смотр-конкурс «Уголок Природолюбия», в котором приняли участие все возрастные группы. Построение образовательной среды соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Расположение данных центров позволяет детям свободно пользоваться всем представленным материалом (постоянные и временные обитатели уголка, инвентарь для ухода за комнатными растениями, календарь природы, оборудование для экспериментальной деятельности и опытов, демонстрационный материал, дидактические игры, экобиблиотека). Пособия соответствуют возрасту детей, санитарно-гигиеническим требованиям. Весь материал эстетически оформлен, привлекателен.
- взаимодействие с родителями. Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, для обеспечения полноценного развития ребенка, повышения педагогической культуры родителей является взаимодействие с семьей. Успех такого взаимодействия, сотрудничества повышает и успех семейного, домашнего воспитания. Педагоги используют разнообразные формы наглядной информации (папки-передвижки, буклеты, памятки), в которой информация меняется в зависимости от календарно-тематического плана, актуальности, сезонности. Вся информация актуальна, достоверна и подобрана с учетом возрастных особенностей детей. Также проводилось анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников», которое показало, что в семье ведется работа по экологическому воспитанию детей через чтение художественной литературы природоведческого содержания, просмотр телепередач о природе образовательного содержания, беседы, посадка растений или деревьев и др.