Система работы по совершенствованию образовательной работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи

В период с 11 по 29 января 2021 года в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрин был проведен тематический контроль «Система работы по совершенствованию образовательной работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи».

Цель проверки: определить, насколько эффективна работа по совершенствованию образовательной работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Задачи:

1. Оценка уровня речевого развития детей;

2. Оценка развивающей предметно-пространственной среды, условий для развития речевой активности, социально-коммуникативного развития детей в группе;

3. Изучить состояние организации воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей в каждой возрастной группе;

4. Изучение взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития дошкольников (изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций, бесед и др., анализ участия родителей в воспитательно-образовательном процессе по решению задач речевого развития детей).

Объект контроля: воспитанники всех возрастных групп детского сада; воспитатели групп.

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна. В ДОУ она решается через:

- НОД («Было все белым-бело», «Баранки, калачи с пылу, с жару из печи», «Белые фигурки», «Белая метелица»). В работе педагоги используют парциальную программу Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольников». Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что занятия по развитию речи проводятся согласно годовому календарному учебному графику и расписанию непосредственно-образовательной деятельности. Содержание образовательной деятельности у педагогов соответствуют поставленной цели и задачам.

- совместную и самостоятельную деятельность детей (коллективные/индивидуальные беседы, индивидуальная работа, дидактические игры, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, чтение и обсуждение художественных произведений и др.);

- построение образовательной среды. В детском саду был проведен смотр-конкурс «Лучший речевой уголок», в котором приняли участие все возрастные группы.  Построение  образовательной  среды  соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Расположение данных центров позволяет детям свободно пользоваться всем представленным материалом (картины по лексическим темам, словесные дидактические игры, художественные произведения, предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов, игры на развитие ручной умелости, дидактические игры и др.). Пособия соответствуют возрасту детей, санитарно-гигиеническим требованиям. Весь материал эстетически оформлен, привлекателен.

- взаимодействие с родителями. Педагоги используют разнообразные формы наглядной информации (папки-передвижки, буклеты, памятки), в которой информация меняется в зависимости от календарно-тематического плана, актуальности, сезонности. Вся информация актуальна, достоверна и подобрана с учетом возрастных особенностей детей. Также проводилось анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка», которое показало, что в семье ведется работа по совершенствованию речи ребенка, а именно читают книги, пересказывают рассказы, учат стихи, проговаривают скороговорки, чистоговорки и т.д.