Массаж – это метод лечения и
профилактики с помощью механического воздействия на различные участки тела
человека. Внедрение в коррекционный процесс различных видов логопедического
самомассажа нормализует мышечный тонус, что, в свою очередь, позволяет
сократить сроки постановки и автоматизации звуков, а так же их введения в
спонтанную речь.
В логопедические
занятия с детьми я всегда включаю элементы массажа: это самомассаж лица и
ручек. Эти приёмы в комплексном воздействии на речевую патологию эффективны в
большинстве случаев. Одной из новых методик нормализации
тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры является массаж и самомассаж
ложками. Эта оригинальная массажная методика была разработана немецким врачом
Рене Кохом. Синхронизирует работу двух рук, укрепляя тем самым межполушарные
связи. Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на
индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.
Делая
самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не
сделает самому себе больно.
Использование
приёмов самомассажа при коррекции речевых нарушений в игровой форме, помогает в
работе логопеда, вызывает у детей положительный эмоциональный отклик,
подготавливает речевой аппарат малышей и развивает речь. А пальчиковые игры и
упражнения ,с использованием нетрадиционного материала, не только оказывают
благотворное влияние на весь организм, , повышают иммунитет, но также помогают
решать и коррекционные задачи: оказывают стимулирующее влияние на развитие
речедвигательных зон коры, что благоприятно отражается на развитии речи детей,
внимания, памяти и мелкой моторики рук, способствуют ориентировке в
пространстве, развитию координации движений. У детей, с которыми проводился
логопедический самомассаж, снизилась тревожность и мышечные зажимы .
Плюсы
самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому
родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в
день, выполняя различные упражнения.