Умение
сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее
нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение
слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно
говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все
возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Работа
по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения
правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в
школе.
Фонематическое восприятие
- это способность различать звуки речи, что является основой для
понимания смысла сказанного. Часто мы слышим так же фразу «нарушен фонематический
слух». Так вот, при этом не значит, что у ребенка проблемы со слухом (хотя это
может быть одной из причин проблемы с речевым развитием), просто он
воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он
услышал.
Чем же грозит
ребенку несовершенство фонематического восприятия? Прежде всего, проблемами с
письмом, а в дальнейшем с такой школьной дисциплиной как «русский язык».
Дошкольный
возраст является сензитивным периодом для формирования
фонематического
восприятия. В это время активно развивается речевая деятельность и
закладываются навыки для
чтения и письма. Поскольку в этот период игровая деятельность является ведущей,
применение игровых технологий в коррекционном и развивающем процессе в
дошкольных образовательных учреждениях является эффективным и оказывает положительное
влияние на развитие фонематического слуха.
Развивать фонематический слух возможно только постепенно.
Узнавание неречевых звуков - это фундамент развития фонематического слуха. С этого начинаем свою логопедическую работу в рамках проекта «Страна звуков». Мы проводим упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы. Самые простые и интересные для детей игры: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом", "Что звучит" и др. Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от наших возможностей и фантазии. Это делает занятия с детьми более интересными и полезными. Им весело и интересно!