Мелкая
(тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные
действия пальцами и кистями. Мелкая моторика развивается постепенно, это
индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала
движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу
совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры и
упражнения. Весь комплекс упражнений можно разделить на три части: пальчиковая
гимнастика, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных
предметов, отработка графических навыков.
Следует
отметить, что особый интерес у дошкольников вызывают упражнения с
нетрадиционным использованием различных предметов. К ним относятся игры и
упражнения с использованием природного материала: шишки, орехи, крупы, семена
растений, песок, камни. Детям также нравятся забавные игры с применением различных
бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши,
резинки для волос) и многое другое.
Нетрадиционный материал
предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных
видах деятельности, носящих игровой характер.
Учитель-дефектолог
Захарова Г.А., используя в своей работе нетрадиционные
методы, развивает у детей не только мелкую
моторику рук, но и внимание, память, воображение, речь, воспитывает
усидчивость, вырабатывает у детей художественный вкус, способствует закреплению
сенсорных эталонов (цвет, форма), а самое главное, закладывает творческое
начало.